До нас дошли краткие
характеристики пропавшего портрета, указывающие, что он не был повторением
предыдущего. Я. Шмелин в записке О мозаике в Списке всех мозаик, которые
были исполнены на Ломоносовской мозаичной фабрике, называет: Подгрудное
изображение
императрицы Елизаветы с Каравана. Белый цвет и рефлексы переданы ничуть не
смягченными, но резко белым. И добавляет: Эта вещь находится в новой Академии
художеств. 1
Еще раз в
приложенном к Записке
наброске списка мозаик читаем:
Близ. . . I. Овал
Тоже. . . меньших размеров. В овале.
При всей свойственной Я. Штелину
небрежности в обращении с фактами и именами в этом случае едва ли Я. Шмелин
путает, когда называет Каравана. Известен ряд портретов Елизаветы в платьях
из серебряной парчи работы Каравана. 2
В 1841
г. Ломоносовский
мозаичный портрет Елизаветы видел в Академии художеств Хаджи Дмитриев и оставил
описание, не подходящее к мозаике по картону Рока-
това:3
Я. Шмелин называет Академию
художеств новой в отличие от художественной части Академии Наук, где Шмелин
был руководителем с 1747 г. .
портрет поясной, бывший до 1917 г. в
Пажеском корпусе Старые годы, 1912, май; с него сделал мозаику Кокки в
Риме см. выше, стр. 49; портрет в рост, принадлежащий Академии Наук
Старые
годы, 1908, стр. 330.
журнал Маяк, 1841, 1.
Картина
мозаическая, представляющая одну из наших
императриц, лучшее его Ломоносова, В. М. произведение хранится в одном из
академических зал. Выложена из камешков
довольно крупных . . . Замечательна резким выражением лица. В ней нет того
постепенного сочетания света с тенями, как в мозаике , , Голова
св. Петра, которую
всякий помнит,