makarov-nasledie

 

В.К. МАКАРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА МОЗАИКИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
В.К. МАКАРОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА
МОЗАИКИ
стр. 177


кто только видел ее при посещении академических выставок, наверно долго принимая за живописную. 1

Крупные камешки, резкое выражение лица все это, как и отзыв Я. Шмелина, порицавшего личные мозаичные работы Ломоносова, подсказывают мысль, что в пропавшем портрете мы имели бы еще одну собственноручную работу Ломоносова. Во всяком случае мозаику, выполненную в его личной монументальной манере.

С 50-х годов прошлого века о большом овальном подгрудном мозаичном портрете Елизаветы с оригинала Каравана в светлом платье, бывшем в Академии художеств, нет никаких известий.

26. Апостол Петр

1761 г. Прямоугольник, 68X58 см. Государственный Эрмитаж

Об исполнении мозаики мы имеем следующее свидетельство: В Ведомости о работе Усть-Рудицкой фабрики в 1761 году , представленной в Мануфактур-контору не позже 14 августа, Ломоносов писал:

Составлен на оной фабрике мозаичный образ святого апостола Петра. 2

Голова старика почти в профиль, вправо, в сильном движении. Одежда зеленая, многих оттенков, совпадающих с зелеными смальтами в Полтавской баталии. В 1761 г. запас смальт, необходимых для Полтавы расцветок, уже готовился в Усть-Рудицах. Зеленые смальты в этом запасе были представлены богато.

1 Речь идет о Голове старика мозаике работы М. Васильева. С 1768 по 1851 г. она была в Академии художеств. Плотников, стр. 155.


Приемы набора, размеры и формы кусочков смальт, меняющиеся в зависимости от набираемого места, указывают на Ломоносовскую мастерскую. По отличному рисунку и по искусству набора, нигде не переходящему в механическое заполнение

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика