кто
только видел ее при
посещении академических выставок, наверно долго принимая за живописную.
1
Крупные камешки, резкое
выражение лица все это, как и отзыв Я. Шмелина, порицавшего личные
мозаичные работы Ломоносова, подсказывают мысль, что в пропавшем портрете мы
имели бы еще одну собственноручную работу Ломоносова. Во всяком
случае мозаику,
выполненную в его личной монументальной манере.
С 50-х годов
прошлого века о
большом овальном подгрудном мозаичном портрете Елизаветы с оригинала Каравана в
светлом платье, бывшем в Академии художеств, нет никаких известий.
26. Апостол Петр
1761
г. Прямоугольник, 68X58 см. Государственный Эрмитаж
Об исполнении мозаики мы имеем
следующее свидетельство: В Ведомости о работе Усть-Рудицкой фабрики в 1761 году
, представленной в Мануфактур-контору не позже 14 августа, Ломоносов
писал:
Составлен на оной фабрике
мозаичный образ святого апостола Петра. 2
Голова старика почти в профиль,
вправо, в сильном движении. Одежда зеленая, многих оттенков, совпадающих с
зелеными смальтами в Полтавской баталии. В 1761 г. запас смальт, необходимых
для Полтавы расцветок, уже готовился в Усть-Рудицах. Зеленые смальты в этом
запасе были представлены богато.
1 Речь
идет о Голове старика мозаике
работы М. Васильева. С 1768 по 1851 г. она была в Академии
художеств. Плотников, стр. 155.
Приемы набора, размеры и
формы кусочков смальт, меняющиеся в зависимости от набираемого
места, указывают
на Ломоносовскую мастерскую. По отличному рисунку и по искусству набора, нигде
не переходящему в механическое заполнение