дважды упоминает мозаичный
портрет Орлова среди работ Ломоносовской мастерской, не датируя его, но ставя
каждый раз рядом с портретом Екатерины. 1 Других упоминаний об этой
вещи у современников нет. Впервые мозаика была опубликована и описана в
Каталоге
русской портретной живописи за 150 лет 1902 г. 2 как работа
Ломоносова.
Н. Е. Макаренко
1917 на
основании изучений манеры набора и красок считал портрет Орлова несомненно
Ломоносовским.
До Октябрьской революции мозаика принадлежала Орловым в Петербурге. В 1918 г.
она хранилась в Русском музее, откуда в 1948 г. передана в Музей
М. В. Ломоносова
Академии Наук СССР.
29. Полтавская баталия
17621764 гг. 4.
81X6. 44 м. Академия
Наук СССР Ленинград
Сию великолепную
картину назначено
было поставить в Петропавловском соборе, что в крепости. Ломоносов приступил
к работе с одними только российскими мастерами и материалами, не приглашая в
помощь иностранных и с небольшим в два года окончил сию картину.
3
1758 г. 30
января.
записка О мозаике Приложение 3.
стр.. 85, 8990.
Е. А. Болховитинов, Словарь российских светских
писателей, II, М. ,
1845, стр. 21, Ломоносов.
4
ГАФКЭ, ф. Сената, д. 6683151, л. 463; Грабарь, стр. 177.
По предложению
П. И. Шувалова, Сенат велит Канцелярии
Академии Наук, снесшись с Ломоносовым, сочинить проект мозаичных украшений к
монументу Петра I в Петропавловском соборе. Ломоносову сочинить смету, до
коликой суммы то мозаичной работы украшение со всем по примерной цене стать
может. 4