канцлера графа Воронцова с
оригинала Токе, был выполнен в этом году и так удачно, как ни одна нигде
другая мозаика.
И ниже:
нГЯГйоГГнГИсграфа Вороша,
ива 0
оргии-
Восторженный отзыв Я. Шмелина
относится именно к такой мозаичной работе, каких не допускал Ломоносов при
своей жизни достигающих впечатления живописи.
Портрет, принадлежавший до
Октябрьской революции Воронцовым-Дашковым в Петербурге, в 1918 г. через
музейный фонд поступил в Эрмитаж. Оттуда в 1935 г. в числе русских мозаик
портрет был передан для изучения в Русский музей. В 1948 г. мозаика
возвращена Эрмитажу.
32. Образ мозаичной работы
1765 г.
Мозаика упоминается в письме
вдовы Ломоносова к И. И. Бецкому от 31 июля 1765 г. По распоряжению
Е. А. Ломоносовой,
дабы мастеровые люди могли
оказать свое искусство, что и после покойного моего мужа мозаичная работа
продолжаема быть может и для их собственной впредь рекомендации.
в мозаичной
мастерской в
Петербурге ввиду приостановки работ над большими мозаиками для Петропавловского
собора, набирается ряд небольших вещей, среди них: Образ пресвятая богородицы.
1
Макаренко 1917, Приложения, стр. 162.
Злотников, стр. 166.
В феврале 1765
г. образ был предъявлен Мануфактур-кон-торе вместе с изделиями Усть-Рудицкой
фабрики как образец работ столичной мозаичной мастерской. Е. А. Ломоносова
просила образ мозаичной работы после осмотра возвратить без задержания.
2