Описана и
воспроизведена у Макаренко 1917. Живописный оригинал числится среди дворцовых
картин у Бернулли. 1
40. Великий князь Павел Петрович
Ко. 1768 г.
О наборе этого портрета мы знаем из
записки Я. Шмелина
О мозаике.
Зять покойного Ломоносова, надворный
советник Константинов, получил в наследство деревню Старавалдай 2 в
60
. лгущими
кйггжг
иипеп- местными уроженцам-Игнатием и
Андреем, которых Ломоносов
привлек к мозаичному делу. 3 Он Константинов, В. М. велел им
изготовить мозаичный подгрудный портрет е. и. в. великого
князя с картины Эриксена. . . довольно
хорошо и похоже. Так как он не имел ни стеклянной фабрики, ни запаса
стеклянных палочек и его два мозаичных наборщика не могли больше заниматься
этим искусством, он послал их снова в их деревню, где они теперь пашут землю
пп1 Аше Раи ЬезскаЙеп
Следует датировать эту мозаику
приблизительно 1767 1768 годами, так как Усть-Рудицкая фабрика была закрыта в
1768 г.
П. В егпоиШ. Ке1зеп, IV. Е.
гущ, 1780. Уеггекпшзз йог ОетаИе,
чуе1спе зкЬ т реп ОаИепеп шин КаЫпеМеп азе Ка1зегПспеп Ра11аз1ез га
81. Ре1егзЬиг т 1774. Ьеап1еп,
526.
2Коровалдай.
Игнатий Петров и Андрей
Никитин оптики, механики и мозаичисты из Ломоносовских
крестьян, известны по документам, опубликованным Злотниковым и по Химическим
и оптическим
запискам Ломано сова СЛ, VII.
Портрет работы Эриксена,
послуживший оригиналом для мозаики, известен: он датирован 1764 годом, был
до 1941 года в Гатчинском дворце. Изображает десятилетнего Павла Петровича в
рост,
в разовом шелковом костюме. Многочисленные подгрудные копии с него были
сделаны Бухгольцом.