При изложении истории Ломоносовского
мозаичного дела нам не раз приходилось ссылаться на записку -новый документ по
русскому изобразительному искусству XVIII в. Каждому работающему в этой
области известно, как много фактов сохранено от забвения Яковом Яковлевичем
Шмелином,
академиком, современником Ломоносова. 1
Я. Я. Шмелин
3. . ЗЬадИп родился в Меммингене Швабия 1709 г. , умер в
Петербурге в 1785 г. ; в России с 1735 г. Воспитатель в. к. Петра
Федоровича. С 1737 года профессор академик элоквенции и поэзии. Непременный
секретарь АН 17651769 гг. Среди других разнообразных занятий собирал
материалы по истории искусств в России. Частично публиковал их в Германии.
2Штелин с 1757
г. директор всех художеств при Академии Наук.
рукописное отделение
ГБ, Архив Я. Шмелина.
архив АН СССР, ф. 170.
5I. Б. Р10Г1
По. УегзисЪ. тег СезсЫсМе Дог
АИ. КйпзЬе т Киз-з1апо. СбШпдеп, 1806.
Шмелин, но служебному
положению в Академии Наук 2
и по личным склонностям, много знал и писал о русских художественных
делах. Архив его, содержащий тысячи документов, хранится в настоящее время в
Государственной Публичной библиотеке 3 и в Архиве Академии Наук.
4
О русском изобразительном искусстве на русском языке Шмелин не напечатал пи
одной строки. Но Нестор Кукольник в Художественной газете за 1838 г. написал
свой Опыт истории начертательных художеств в России по Фиорилло, 5 а
Фиорилло исполу