знавший Ломоносова в течение
многих лет 1741-1765, временами работавший вместе с ним, всегда следивший за
ним, хотя и не способный понять огромной и величественной фигуры Ломоносова.
Не может не
поразить основной
тон записки откровенно враждебный по отношению к Ломоносову.
Начало
записки, построенное
как обычная, готовая к печати статья XVIII в. , полная почтительных и
льстивых выражений при упоминании имен Ломоносова, Воронцова, императрицы
Елизаветы, скоро сбивается на тон интимных заметок, предназначенных для
чтения лишь в кругу людей, Ломоносову чуждых, для тех, которые в
Академическом собрании издеваются над проектом мозаичного убора в
Петропавловском соборе, конечно, по сигналу Шмелина, и, конечно, в
отсутствие Ломоносова.
Легенде о том, что Я. Шмелин
был другом Ломоносова, нанесен решительный удар уже упомянутой книгой Карла
Шмелина
1926 г. Ее мало кто знает эту картину русской культуры XVIII в. , усвоенную
автором главным образом по Валишевскому. Но все, что в ней сказано о
Ломоносове, основано исключительно па интимных документах Якова Шмелина, на
его откровенных
заметках, щедро набросанных на молчаливую бумагу аи Дет уегзсЬгшеепеп Раргег.
1
В
пересказах и в цитатах
документов Якова Шмелина Ломоносов дикарь стр. 210, мнимый художник
Риа81кйпз11ег, стр. 263, непрошенный гость
в искусстве и пр.
С. ЗЬаЬНп, УК. соч.
, стр. 212.
там же, стр. 291292.
К. Шмелин
передает документ о том, что Я. Шмелин хлопотал вместе с открытыми врагами
гениального человека об удалении Ломоносова из Академии в 1763 г.
2