Года два спустя, сюда
привезли также большой портрет императрицы Елизаветы Петровны, который граф
заказал синьору Кокки 1 в Риме выполнить мозаикой с оригинала
Каравана;
мозаика прибыла в превосходной раме золоченой меди.
Граф распорядился
выставить
этот портрет, к общему восхищению, в зале своего дома над всеми другими
отличными оригинальными портретами большинства ныне здравствующих государей.
Примечание. Русский живописец
из деревни по имени. . . 2 списал красками этот портрет с
изумительным старанием и точностью, передав цвет и оттенок каждого из многих
тысяч камешков, составляющих эту мозаику; на расстоянии нескольких шагов
копию трудно было отличить от каменного оригинала. 3
Упомянутые мозаики и
милостивое поощрение графа Воронцова послужили к тому, что и это великолепное
искусство начало в России прививаться.
Академик, профессор химии и
советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных
стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать; начал
разрезать
их на мелкие и мельчайшие кубики, примочки
и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ божьей матери с несравненного
оригинала Солимены.
О мозаичисте Алессандро Кокки
см. выше, стр. 49.
имя снеивописца
пропущено. Поставлены точки.
камнем Шмелин здесь называет
смальту, так как в мозаичном портрете Елизаветы нет иного материала.
Матвей Васильев и Ефим Мельников. Направлены
Академией к Ломоносову в октябре 1752 г. , когда мозаика Мадонна с Солимены
была Ломоносовым
закончена.
6 Вместо Ефима Мельникова Шмелин
называет Якова Шалая рева живописца, который стал работать у
Ломоносова как мозаи-19 В. К. Макаров
Примечание.
Так как
сам он не учился ни рисовать, ни писать красками, то он пользуется работой
двух учеников академической школы живописи, которые выполняют ее все лучше и
лучше. 4 Одного зовут Матвей Васильев и ему принадлежат лучшие
работы. Другой Шалауров. Оба они ученики Гриммеля.