Фольклорное наследие севера не
жило обособленной жизнью. Весь север России, от Заонежья до Урала, не только
обменивался местными культурными-ценностями, но и находился в непрестанном
взаимодействии со всей русской культурой. На далекий север проникали новые
веяния, интересы, технические новшества и художественные вкусы.
Беломорский
север издавна стал
пристанищем гонимых и непокорных людей. Сюда бежали холопы и крестьяне от
боярского, а потом помещичьего произвола и сюда же ссылали попавших в опалу
знатных бояр и вельмож целыми семьями и со всей челядью или же поодиночке в
монастырские тюрьмы. Здесь стремились укрыться от гонения никониан
старообрядцы,
и сюда же устремились преследуемые за дерзкие кощены буйные и невоздержанные на
язык скоморохи.
Из рода в род переходило на
севере мастерство морехода. В поморских селах даже женщины и дети хорошо
различают направление ветров, для которых существуют свои наименования:
Север, Полуночник,
Ябедник, Подбережник и т. д. А один из них зюйд-вест до сих пор прозывается
по имени-отчеству Шелонник Иванович, ибо он как бы приносит вести с далекой
Новгородкины
реки Шелохни. Перед домами на высоких местах утверждены махавши флюгера, но
помору часто достаточно посмотреть на течение реки или облака, чтобы вполне
оженить
погоду Шее в допетровское воема сметливые поморы отправляясь в далекий путь не
только полагались на свой опыт а запасались компасом, который ласково звали
матка,
и сложили пословицу в мопед ртпрлкя не бечлелка С давних воемей они настойчиво
усваивали мореходную
науку знали Указ Коко мерят северную звезду и умели по положению Лося Сторожей
и Извозчика то есть Большой и Малой Медведиц, с помощью известного
ИМ МГ
ППМРПНПГЛ ППИГЮПЯ НЯУПГТИТК RKJPOTV ПОЛЮЯ
и широту мест В 1940-1941
годасоветские поляр 22