таим, которые давала ему
церковь. Мало того, он усомнился в самой церкви и стал упрямо искать своих
собственных путей.
В ту пору по
всему Поморью шла
ожесточенная пря о правой и неправой вере, что само по себе должно было
привлечь внимание впечатлительного и жадно прислушивавшегося ко всему подростка.
И вот, как сообщает первая академическая биография Ломоносова, на тринадцатом
году младой его разум уловлен был раскольниками, так называемого толка
беспоповщины: держался оного два года, но скоро познал, что
заблуждается. Сведения
эти можно считать достоверными. Вопрос о старообрядцах был больной и запретной
темой в царской России. В официальной биографии Ломоносова, уже признанного
первым поэтом России, без достаточных оснований об этом и не было бы сказано
ни одного слова.
Ломоносов
пережил у себя на
родине сложный душевный конфликт, вызванный как складывавшейся семейной
обстановкой, так и совершавшейся в нем внутренней работой мысли. Внешним
выражением этого конфликта является сохранившаяся в исповедальных книгах
Куростровского
прихода за 1728 год запись, что Василий Дорофеев Ломоносов и жена его Ирина
явились, как и полагается, к исповеди и причастию, а сын их Михайло не
сделал этого по нерадению. Факт этот надо признать очень серьезным при том
значении, какое имел этот обряд в крестьянской среде и какое придавалось ему
государственной властью. Молодой Ломоносов впервые проявил в этом свою
мятежную и непокорную натуру.
Старообрядцы были
вокруг него
повсюду. Ломоносов встречал их во время своих плаваний на Мезень и у себя на
Курострове,
где у староверов было свое особое кладбище. В старообрядчестве
проявлялись, особенно
на первых порах, элементы антифеодальной борьбы, народного протеста против
все усиливающегося гнета крепостнического государства, После разгрома движения
Степана Разина и Була-винского восстания старообрядчество становилось
прибежищем всех недовольных. Петровские реформы,