проводившиеся за счет
крепостного крестьянства, усилили сопротивление старообрядцев.
Старообрядчество
пустило
глубокие корни на севере. Оно росло не только за счет местного, но и пришлого
люда. В укрытые за непроходимыми лесами скиты уходили крестьяне и
солдаты, измученные
бесконечными поборами, рекрутчиной, лихоимством властей и произволом
помещиков.
Большую
известность приобрел с
конца XVII века староверческий скит, основанный братьями Андреем и Семеном
Денисовыми на реке Ваг, в Олонецком крае. Они охотно принимали к себе
всех, ищущих
пристанища, не справляясь об их прошлом.
Неоплаченный
безответный труд послушников
позволил быстро окрепнуть обители. Начав с толчеи, на которых в неурожайные
зеленые
годы мололи древесную кору, чтобы подмешивать ее в пи щи, выговцы постепенно
обзавелись своими заправскими мельницами, кузницей, занялись гонкой смолы и
дегтя, обработкой кож, даже устроили меднолитейную мастерскую. Они
разрабатывали за десятки верст от монастыря пустующие земли, развели
многочисленный
скот, прокладывали дороги через гати и топкие места, завели собственные
рыбные и зверобойные промыслы на Белом море. Наконец, выговцы повели крупную
торговлю хлебом и не только снабжали им Беломорский север, но и взялись за
доставку его в Петербург и притом на новоманерных судах, согласно последним
указам Петра I. Когда в 1703 году Петр шел с войском через олонецкие
леса, выговцы
были страшно напуганы. В монастыре были приготовлены смолье и солома, и они
готовились огнем скончатисе. Но Петр посмотрел на дело здраво и не стал
разорять пустынь. Он лишь приписал выговцев к Повенецким горным
заводам, обязав
работать на государство.
Льготы, дарованные Петром, и
успехи в мирских делах и торговле дали возможность окрепнуть Выговской обители,
превратившейся в целый городок. В разросшейся пустыни процветали различные
ремесла: шитье шелком и золотом, резьба по дереву,