посредством математики, указала
на меру, число и вес как основу познания вещей.
Несомненно, что литературные
и художественные интересы Ломоносова также в значительной мере определялись на
его северной родине. И как по случаю попалась ему псалтырь, приложенная в
стихи Сименоном Полоцким, то, читав оную многократно, так пристрастился к
стихам, что получил желание обучаться сему искусству, писал о Ломоносове
Н. И.
Новиков в 1772 году.
Псалтырь Полоцкого 16291680
вышла в Москве в 1680 году. Книга была хорошо отпечатана и украшена большой
гравюрой на меди по рисунку Сим. Ушакова, изображающей псалмопевца Давида в
храме. У ног его лира. Два воина с алебардами подчеркивают глубину храмовой
перспективы. За колоннами открывается небо и далекий город. На аналое
псалтырь, раскрытая на первом псалме. Эта Рифмотворная псалтырь пришлась по
вкусу старинным русским книжникам и получила большое распространение.
А в предисловии Сименон
Полоцкий обращался к читателю с такими словами:
Не слушай буях
и ненаказанных В
тем невежества злобою связанных, . . . Но буди правый писаний читатель, Не
слов ловитель, но ума искатель.
По Псалтыри
Сименона Полоцкого
Ломоносов впервые познакомился с книжной поэзией, получил представление о
рифме и стихотворной речи, тем более наглядное, что ему была хорошо знакома
богослужебная псалтырь. С удивлением должен был он увидеть, как почти одни и
те же слова укладываются в стихи, становятся мерной речью, В
псалтыри, которую
он сам расстоновочно и внятно читал нараспев на клиросе, было сказано: Блажен
муж иже не идее на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалища
губителей не седее.
А у Сименона
Полоцкого он прочел: