дочерей своих за меня выдадут,
которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые
ребята, кричат и перстами указывают: смотри де какой болтан в двадцать лет.
пришло
Литине учиться К
Ломоносов покинул родину не от
безотчетного желания юности изменить свою судьбу, не от беспросветной
нужды, гонящей
куда глаза глядят, а сознательно и обдуманно, повинуясь неудержимому
стремлению
к науке, ради которой он пошел на лишения и подвиг.
Спасские школы вовсе не были
лишены образовательного значения. В так называемых словесных классах пиитики и
риторики Ломоносов основательно познакомился с лучшими образцами латинской и
греческой поэзии и ораторского искусства. Преподаватель риторики Порфирий
Райский
приводил на своих лекциях много примеров из латинских писателей. В качестве
образцов для заучивания ученикам рекомендовались
Вергилий, Овидий, Ювенал, Гораций,
Марциал, Сенека, Плавит и Терентий. На уроках звучали имена
Аристотеля, Платона,
Тибулла, Катулла, Плутарха и, наконец, Петрарки и Торквато Тассо. Конечно,
для многих бурсаков все эти имена оставались пустым звоном. Но не таков был
Ломоносов.
1 Письмо к
И. И. Шувалову от 10 мая 1753 года.
Райский прививал
ученикам
любовь и уважение к книге и давал подробные советы: как, каких и на какой
конец должно читать авторов. Лучше прочитать немногое со вниманием и
пользою, чем
многое бегло и бесполезно. Чтобы получить совершенную пользу от чтения
книги, начинай
чтение не с середины, а с самого начала, даже с посвящения и предисловия, и
не допускай в чтении перерывов то есть пропусков. Он советует непременно
делать выписки из книг: Записывай, что вычитал достойного замечаний у ораторов,
историков и поэтов, чем можешь воспользоваться в свое время и в своем
месте. Ибо
не все мы имеем память Сенеки, который