если что
прочитал, то никогда
не забывал прочитанного и был сам себе библиотекой.
Каждый, кто хочет получить пользу от
чтения книг, наставлял
Райский, должен сделать две тетрадки или одну, разделив ее на две части: в
одной
должно отмечать редкие слова, точно выражающие предмет, метафоры, пословицы,
обороты речи, в другой примеры, обряды, и нравы народов, состояние
государств, редкие случаи, предзнамено1за-ния, остроумные
басни, символы, эмблемы,
иероглифы, важные сентенции, апофегматы 1 и иное в этом
роде. Оставь
также достаточные поля в тетрадке и на них отмечай предметы, достойные
внимания; к этим отметкам сделай потом алфавитный указатель с обозначением
страниц, таким образом легко отыщешь, что нужно. И надо полагать, что эти
советы,
по крайней мере для Ломоносова, не пропадали даром. Мы знаем, что Ломоносов
настолько увлекался вопросами риторики, что в конце своего пребывания в
Московской академии, в 1734 году, сам составил, литературно обработал и
переписал обширный курс риторики в 246 страниц большого формата, использовав в
нем появившиеся к тому времени в России различные учебные руководства.
1 Апофегматы старинное
название пословиц.
Учитель пиитики
Федор Феофилакт
Кветницкий в 1732 году в составленном им руководстве подробно излагал основы
стихосложения, приводил занимательные сведения о различных искусственных формах
стаи, бывших в большом ходу в старинной школярской
поэзии акростихе, хроностихе,
стихе эхо, ракообразном и других. И все же при этом ронял замечания, что
подобные стихи удовлетворяют более куриозности, чем пользе. Поэзия, объяснял
Кветницкий, есть искусство о какой бы то ни было материи трактовать мерным
слогом, с правдоподобным вымыслом для увеселения и пользы слушателей. Он
указывал на необходимость вымысла, под которым разумел поэтическое воображение,
со-
7
99