политики приходилось
довольствоваться бледными порождениями школярской поэзии, совершенно не
соответствовавшими ни размаху, ни значению происходивших преобразований.
18 мая 1724 года в
Москве по
случаю коронации Екатерины I учениками Хирургической школы при Московском
госпитале, сплошь состоявшими из воспитанников московской
Славяно-греко-латинской академии, была разыграна комедия, называвшаяся Слава
Российская.
Петр и Екатерина
были на этом
спектакле, насыщенном самым злободневным политическим
содержанием. Представление
давалось в узком, невзрачном сарае, скудно освещенном двумя десятками сальных
свечей, поставленных в лубяные стаканы. Сцена не поднималась над уровнем пола
и была отделена простой холщовой занавесью. Декораций не было. Исполнители
выходили на сцену медлительной поступью, в которой было строго предусмотрено
каждое движение. Чтобы передвинуться с места на место, нужно было сперва
отвести выдвинутую вперед ногу несколько назад, потом снова выдвинуть ее
вперед, но дальше, чем она стояла раньше, затем сделать шаг второй ногой и
снова выдвинуть первую вперед. После четырех шагов надо было сделать небольшую
паузу.
Какова
поступь, такова была и
речь: размеренная и плавная декламация с хорошо рассчитанными повышениями и
понижениями голоса. Русские силлабические стихи с небольшим числом украинизмов
перебивались латинскими, заимствованными из Энеиды Вергилия. В первом
действии являются античные божества Нептун, Марс и Паллада, которые обещают
России свою помощь. Нептун, вооруженный позолоченным трезубцем, в косматом
парике из пакли и мочала, провозглашал:
На водах тебе храбро буду
помогали, Пропасти вис
безбедно начнешь преплывати, Убоятся та вырази, не сотворят драки, Геда мои
распущу на галерах флики. . .