Академики-иностранцы
обязывались не только свои науки производить, но и в кратчайший срок
подготовить достаточное число русских людей, которые могли бы сами обучать
первым
рудиментам основаниям всех наук. Петр собственноручно приписал к проекту:
надлежит
по два человека еще прибавить, которые из славянского народа, дабы могли
удобнее русских учить. При академическом универ-. сияете учреждалась гимназия.
Приданные Академии мастерские должны были выполнять государственные
заказы, оказывать
поддержку вольным художествам и мануфактурам.
Создавая Академию
наук, Петр
опирался на весь свой государственный опыт. Им руководило ясное представление
о значении Русской Академии для развития производительных и культурных сил
страны. Такой взгляд на вещи не был свойствен коронованным особам
Европы. Фридрих
II уверял Вольтера, что его дед, основавший в 1 700 году Прусскую Академию
наук,
поддался доводам своей жены Софии Шарлотты о необходимости завести
Академию, как
человек, только что возведенный в дворянство, проникается убеждением в
необходимости содержать свору гончих собак.
Бережливый Петр
не скупился на
расходы, когда речь шла об Академии наук, определив на ее содержание не 20
000 рублей, как испрашивалось в проекте, а 24 912, и торопил с постройкой
нового здания, а по- 4 куда назначил для Академии дом покойной
царицы Прасковьи Федоровны. Петр даже не преминул распорядиться в том доме
нанять эконома и кормить академиков, дабы приезжие ученые не вздумали таскаться
по трактирам и времени не теряли бездельно.
Многие иностранные ученые, получавшие
приглашение работать в Русской Академии наук, отделывались льстивыми ответами
или высказывали надменное сомнение в успехе такого предприятия в России.
Но и русское правительство
относилось с осторожностью к кандидатам в Академию и вовсе не намерю