выпали на долю Вольфа. Однако
весь этот шум имел свой смысл. Причина непомерной популярности Вольфа лежала
не в его личных качествах, а в тех сложных и противоречивых условиях
европейского общественного развития, которые отразила его философия.
Вольф сыграл
большую роль в
подготовке немецкого просвещения. Но само это просвещение отражало общую
отсталость и реакционный путь немецкого общественного развития XVIII века. В
Пруссии, и в Германии вообще, помещик не выпускал из своих рук гегемонии во
все время буржуазных революций и он воспитал буржуазию по образу и подобию
своему,
замечает В. И. Ленин. Эти слова целиком относятся к Христиане
Вольфу. Вольфианство
противостояло передовым тенденциям идеологического развития смелому
антифеодальному
натиску энциклопедистов, материалистической философии.
Христиан Вольф
был метафизиком
и ненавидел материализм.
В.. И. Ленин, Сочинения,
изд. 4-е, т. 17, стр. 368.
простые вещи Вольфа лишь
отчасти напоминают монады Лейбница.
Лейбниц пытался в своем учении о монадах объединить на идеалистической
основе такие противоположности, как материальность и
нематериальность, единство
и многообразие, тело и душа, мир и индивидуальность. Его монады своего
рода нематериальные атомы метафизические, лишенные протяжения
точки, наделенные
активной и пассивной
Отчасти следуя
за Лейбницем, он пытался об-
явить, что в основе видимого мира лежат некие нема-
сериальные метафизические сущности. Все тела
сложны, ибо материя бесконечно делима. Но все
сложное должно состоять из простого. А так как мА-
теряя при ее бесконечной делимости будет оставить-
яс всегда сложной, то в основе ее в конечном счете
должны лежать метафизические простые вещи, ли-
шинные массы, веса, протяжения, вообще каких-либо
реальных свойств. Но каким образом из этих немоте-
реальны простых вещей возникает материя и все
видимые тела, Вольф не объяснял и, разумеется, об-
яснеть не мог. . . . .