Реакционный характер
философского учения Вольфа особенно ярко проявлялся в его системе
предустановленной
гармонии, согласно которой мир стремился к некоей конечной, изначально
предписанной ему свыше метафизической цели. Целесообразность Вольф понимал как
пошлейшую пользунепосредственную пригодность всех вещей для
человека, поставленного
в центре вселенной. Вольф даже написал книгу Разумные мысли о целях
естественных вещей 1724. В этой книге можно было прочесть глубокомысленные
рассуждения о том, что звезды созданы богом для того, чтобы путешественники
могли по ним находить путь, а также для пользы других лиц, которым приходится
что-либо делать под открытым небом. Вольф настойчиво старается приспособить
всю природу к потребностям человека, подчас очень мелочнььм и ограниченным
небольшим историческим периодом. Перечисляя пользу от лесов, Вольф
указывал, что
они полезны еще и в том отношении, что машины делаются по большей части из
дерева.
силой, образующие
весь окружающий мир и в то же время отражающие в себе этот мир. Они наделены
силой представления, способны к развитию и т. д. Ничего этого нет и в
помине у Вольфа, который остался чужд стремлению Лейбница к диалектическому
единству.
Человек не
покоряет, не завоевывает природу, а лишь пользуется тем, что заранее для
него создано и предназначено означала века. Только поэтому дикие звери
доставляют человеку меха, рогатый скот кожу для обуви, из шерсти овец
изготовляют сукно, а щетина свиней идет на щетки. Животные, по мнению Вольфа,
не обладают ни смыслом, ни разумом, ни волей, ни свободой, они
всего-навсего лишь движущиеся машины, а посему бог населил ими мир не для того,
чтобы они познавали его совершенство. . . а для того, чтобы они служили
пищей один другому. Такова была, по словам Ф. Энгельса, та плоская
Вольфовская
телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать
мышей, мыши,