множества таинственных и
непостижимых материй, или флюидов, которых было нельзя ни взвесить, ни
уловить, ни удержать в какой-либо оболочке. Их называли невесомыми и
неукротимыми.
Они приходили и уходили неведомыми путями, распространялись и перетекали от
предмета к предмету. От их простого присутствия зависело появление
теплоты, света,
электричества, магнетизма. Ученые яростно спорили, совпадает ли световая
материя с огненной, а материя тепла с флогистоном, присутствующим при
химических
процессах.
Физики и химики
XVIII века
представляли себе материю в отрыве от движения. Явления, вызванные движением
собственных частиц самой материи, объяснялись существованием таких особых
невесомых материй, или субстанций, которые, по выражению
Ломоносова, скитались
без малейшей вероятной причины.
Это
метафизическое отношение к
природе тяготело над естествознанием не только во времена
Ломоносова. Выпущенный
в 1830 году в Лейпциге в заново переработанном виде известный Физический
словарь Геллера содержал особую статью о невесомых, содержащую
глубокомысленные рассуждения о том, что, по всей вероятности, вряд ли можно
рассчитывать на то, что когда-либо будет найдена такая оболочка, в которой
они могли бы находиться долгое время,
1
А. И. Герцен, Избранные философские сочинения.
М. , 1940, стр. 66.
Положительные
науки, писал А.
И. Герцен в своих Письмах об изучении природы, имеют свои маленькие
привиденьица:
это силы, отвлеченные от действий, свойства, принятые за самый предмет, и
вообще разные кумиры, сотворенные из всякого понятия, которое еще не понятно
1.
Прекрасным примером чего и являются, по его словам, невесомые, которых никто
не видел и не получил вне тел. Герцен указывал на
тлетворное влияние самого метода познания, оперирующего подобными метали