ев
о происхождении Света, где
говорит, что притяжение в его чистом виде не что иное, как потаенное качество
из старой Аристотелевой школы, к помешательству здравого учения возобновленное.
Таким образом, в попытках идеалистического истолкования ньютонианства
Ломоносов видел подновленную схоластику.
Как впоследствии Эйлер, Ломоносов
был убежден, что Ньютон не разделял положения о действии на расстоянии и даже
не объявлял притяжения реальностью. В своем Рассуждении о твердости и жидкости
тел Ломоносов утверждает, что Ньютон притягательной силы не принимал в
жизни, по
смерти учинился невольной ее предстатель излишним последователей своих радением.
В своих публичных
высказываниях Ньютон был осторожен. Он даже утверждал, что тяжесть должна
вызываться каким-то агентом, действующим постоянно по определенным законам. Но
он уклонялся от прямого ответа на вопрос, какого же свойства этот постоянно и
неизменно действующий агент. Но для себя эти вопросы Ньютон решил. И притом
несколько неожиданно для естествоиспытателя Как обнаружилось из опубликованных
в 1937 году дневников Д. Грегори, записывавшего свои беседы с
Ньютоном, последний
серьезным образом полагал, что пустое пространство между атомами заполнено. . .
богом Бог, от присутствия которого движущиеся тела не испытывают
сопротивления
в силу его нематериальности, и является скрытым регулятором всемирного
тяготения. В этом проявили себя узость и ограниченность социального
мировоззрения Исаака Ньютона.
1
Приведено в книге: С. И. Вавилов, Исаак Ньютон второе издание, 1945,
стр. 148.
Ломоносов представитель
самого передового и прогрессивного естественнонаучного мировоззрения, какое
только было возможно в XVIII веке, защищал последовательное материалистическое
понимание природы от неожиданного мощного вторжения метафизик