Желая свести световые, электрические,
отчасти тепловые лучистая теплота явления к движению в эфире, высказывая
мысль о взаимной связи этих явлений, в частности света и
электричества, Ломоносов
пытался с помощью эфира объединить и связать воедино все виды движения в
природе.
Ломоносовское
познание мира
шло по верному материалистическому руслу.
Естествознание
XVIII века
дробило физическую картину мира, наводняя ее особливыми лжематериями и гГорознь
действующими силами. Оно
отрывало движение от материи и разобщало различные формы движения. Ломоносов
же, напротив, исходил из отчетливого представления об единстве материи и
материальных сил в мире.
Он стремился
связать свои
атомистические представления с понятием непрерывной среды. В отличие от
Декарта,
исходившего из представления о бесконечной делимости материи, Ломоносов
принял неделимый и непроницаемый дискретный атом древних атомистов, перешедший
в систему Ньютона. Но в отличие от ньютоновских частиц, летающих в пустом
пространстве по законам механики и подчиненных таинственным силам
тяготения, атомы
Ломоносова, или, как он их называл, первоначальные нечувствительные частицы,
двигались и перемещались в более тонком эфире, воспринимая и передавая через
него различные виды движения. При этом Ломоносов вводит новый
принцип, или, как
он говорит, основание, которое во всей физике поныне неизвестно, и не токмо
истолкования, но еще имени не
имеет. Он называет это основание совмещением частиц. Ломоносов предлагает
назвать частицы, сцепляющиеся согласно друг с другом, совместными, а
несцепляющиеся
и недвижущиеся согласно несовместимыми. Далее Ломоносов говорит: Сила оного
основания зависит от сходства или несходства поверхностей.
Если бы дело шло
только о том,
чтобы представить себе частицу материи вроде шестерни или снабженной любыми
другими механизмами для сцепления, то у Ломоносова не было бы причины заявить,
что тут