Россия, вознося главу на
высоту, Взирает на своих пределов красоту: Чудится в радости обильному покою. .
.
Устройству иллюминаций
придавали тогда большое значение. По всякому поводу на площади перед дворцом
устанавливались деревянные, ярко раскрашенные пирамиды и обелиски, строили
пышные арки с аллегорическими картинами. Позолоченные транспаранты содержали
витиеватые стихотворные надписи, поясняющие значение этих картин. В
разноцветных
стаканчиках и плошках горело и чадило масло. Взлетал к небу причудливый
фейерверк. Устройством иллюминаций занимался целый штат особых
фейерверкеров, состоявших
на службе при артиллерийском управлении.
Один из них
артиллерийский
офицер М. Даниловживо рассказывает в своих Записках, какая в таких случаях
подымалась суматоха. В сентябре 1754 года над подготовкой фейерверка по случаю
рождения Павла Петровича трудилось около тысячи человек, которые работали в
три смены круглые сутки. Когда в 1752 году итальянец Сырти показал фейерверк из
переменных разных фигурракет белого огня колесами и фонтанами, русские не
пожелали уступить иностранцам и добились того, что получили редкостный зеленый
огонь Разумеется, дело не обошлось без помощи лаборатории Ломоносова. И еще в
конце 1756 года Василий Климентьев под наблюдением Ломоносова продолжал
изыскания, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые заездки. Но
главною его обязанностью было придумывать новые темы для иллюминаций и сочинять
к ним приличествующие случаю стихотворные надписи. Помощником ему в этом деле
должен был служить академик Шмелин. Ломоносова крайне тяготили эти обязанности,
отрывавшие его от научных занятий и его раздражение прорывалось даже в
официальных отписках и бумагах Когда 20 апреля 1748 года Григорий Теплов прислал
Ломоносову ордер, содержащий предложение срочно пере