петровских реформ, на тяготы и лишения народа, за счет
которого они производились.
Свое отношение к
Петру
Ломоносов переносил на его дочь. Он хотел видеть в ней живое воплощение дел
Петра. Похвалят Петра, похвалим Елизавету, восклицал он в своем Похвальном
слове Петру Великому. Ломоносов, несомненно, чувствовал к ней личное
расположение и был во власти многих иллюзий. Но он, разумеется, отлично
сознавал, что Елизавета не способна по-настоящему продолжать дело своего отца.
В насильственной
идеализации
облика Елизаветы особенно отчетливо проявила себя историческая ограниченность
самого Ломоносова. Взирая на Елизавет Ломоносов истощает весь запас громких
слов и уподоблений. Она-богиня власти несравненной, хвала и красота вселенной,
российская Паллада и Минерва в одном лице, ее щедроты выше звезд.
Богиня новыми лучами
Красуется
окружена, И звезды видит под ногами Светлее оных как луна. . .
Все эти
восхваления, разумеется,
нимало не отвечали ни реальным качествам Елизаветы, ни действительному
состоянию крепостной России. И потому в одическую лирику Ломоносова вторгалась
значительная доля художественной фальши, что и заставляло Радищева с гневом и
болью воскликнуть: Не завидую тебе, что следуя общему обычаю ласкали
царям, нередко
недостойным не токмо похвалы стройным гласом воспетой, но ниже гудочного
1
бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елизавете. И если бы можно было без
уязвления истины и потомства,
простил бы я то тебе.
1
Гудок старинный русский музыкальный инструмент грушевидной
формы с тремя струнами, по которым
водили луковичным смычком.
Однако, как мы
видели, это
все же не было ласкательство лесть царям. Пышные атрибуты и тупо-