В своем поэтическом творчестве
Ломоносов был стеснен не только внешними требованиями, предъявляемыми к нему
феодально-придворной средой, но и особенностями развития художественной
идеологии в России.
Ломоносов совершил огромный
исторический пробег от хвалебной виршевой поэзии петровского времени к
одической поэзии, создателем и зачинателем которой он явился. Он преобразовал
русское стихосложение и ввел в русскую поэзию новые жанры. Однако образная
система Ломоносова, торжественный стиль его одической лирики были в
значительной степени обращены к традициям древнерусского ораторского искусства
и виршевой поэзии. Многие из Ломоносовских сравнений, метафор, аллегорических
сопоставлений восходят к русской поэзии XVII века.
В еще большей степени оды Ломоносова
связаны с поэзией
петровского времени. Нептуны, Марсы и Вулканы, выступающие в них, как будто
прямо перешли сюда с живописных аллегорий петровских триумфов. Едва речь
заходит о ратных подвигах, как появляются гиганты и титаны, рычит Немейский
лев, из морских глубин выплывают
тритоны, потрясает трезубцем Нептун. И. конечно, воспоминанием о воинских
подвигах русского
народа во времена Петра навеяны слова Ломоносова, обращенные к неприятелям в
оде 1741 года:
Вас тешил мир, нас
Марс трудил,
Солдат ваш спал, наш в брани был, Терпел Баллоны шум нестройный
Оды
Ломоносова, как и его
похвальные слова, своей торжественной витийственностью во многом близки к
рациям
петровского времени. Ломоносов продолжал традиции придворного
панегирика, сложившиеся
под воздействием хорошо ему известных со школьной скамьи теоретических взглядов
и художественной практики. И в этом отношении глубоко справедливо замечание В.
Г. Белинского, что поэзия Ломоносова выросла из варварских схоластических
риторик духовных училищ XVII века.