Только гений Ломоносова сумел
в эту мертвенную витийственность вложить страсть и пафос нового
содержания, ввести
новые, близкие ему темы творческого труда, науки, промышленного и культурного
развития страны. В условные формы старого придворного стиля врывается новые
элементы, порожденные теми глубокими изменениями, которые назревали в недрах
феодального общества.
Ломоносов если и
не мог
отрешиться от старой формы, то умел до известной степени подчинить ее
себе, находить
в ней самой такие стороны, которые позволяли с большой силой выразить
прогрессивные черты исторического развития России. Такой стороной старой
русской литературы и была ораторская, проповедническая, витийственная стихия,
которая превращала оды Ломоносова в страстные воззвания к любимому им
народу. Ломоносов
сумел создать замечательные по глубине, поэтическому мастерству и яркости
строфы, художественное значение которых не померкло и в наши ДНИ.
Звуковое
великолепие Ломоносовских
стихов, их чеканный ритм, смелость и выразительность образов в значительной
мере повлияли на поэтическое сознание нескольких поколений поэтов. Отголоски
Ломоносовских
строк слышатся в, Полтаве, Анчаре, Медном всаднике, даже Евгении Онегине
Пушкина.
Поэзия
Ломоносова в
значительной мере отвечала чаяниям и интересам народа. Сквозь все румяна и
позолоту барокко мощно пробивалась идеология гениального плебея. В своих одах
Ломоносов говорит с русскими людьми от имени их родины. Он возлагает свои
надежды прежде всего на, тех, кого ожидает отечество от недр своих, то есть
из, самых глубин и низов народа. Его пламенное слово обращено к русскому
юношеству, сынам простого народа:
О вы, которых ожидает Отечество от
недр своих, И
видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О ваши дни
благословенны