о пользе Стекла не только славословит
науку и техническую
мысль как двигателей прогресса, но и на примере исторической судьбы учения
Коперника развертывает яркую картину борьбы за передовое научное мировоззрение.
Письмо Ломоносова было прямым вызовом феодальному мировоззрению, пропитанному
средневековыми религиозными представлениями.
Письмо о пользе
Стекла и Размышления
Ломоносова принадлежат к числу наиболее замечательных произведений
научно-философской поэзии не только русской, но и мировой литературы. Рядом с
ними приходит на память только философская поэма Лукреция Кара О природе вещей.
Свое понимание
задач поэзии
Ломоносов выразил в цикле стихотворений Разговор с Анакреоном, который был им
составлен не по заказу свыше, а для себя, как выражение своей собственной
идейной программы, и даже был напечатан только через шесть лет после его
смерти. Древним греческим поэтом Анакреонтом Анакреоном, певцом вина, веселья
и любовных утех, Ломоносов интересовался давно. В студенческие годы он
приобретает томик стихов, приписываемых Анакреону 19 и
упражняется в переводах из него. Анакреон отвечает его живому и веселому нраву,
юношеской потребности в любви и веселье. Но вместе с тем это увлечение
отражало и общий интерес Ломоносова к античной культуре зародившийся в нем еще
в Москве. Постепенно у Ломоносов накопилось несколько переводов из Анакреона в
том
числе изумительное по легкости и гпапиоз-ности стихотворение Ночною темнотою
включенное им в Риторику 1748 в качестве
примера басни.
1 На
самом деле это было
творчество более поздних греческих поэтов, писавших в манере Анакреона.
Ломоносов прекрасно
понимал, что
Анакреон был не просто сочинителем веселых любовных песен, а представителем
законченной философии жизни ради наслаждения. Эта упрощенно-эпикурейская, или,
как ее еще называют, гедонистическая, философия,