Вслед за общими правилами красноречия
должны были последовать специальные части, содержащие правила оратории и поэзии
иными словами, теорию прозаической речи и учение о поэтических формах главным
образом о стихосложении.
Ломоносов
понимал свои задачи
очень широко. Риторика это наука о слове, как могущественном средстве
общения, содружества, воодушевления людей.
Красноречие, в
понимании
Ломоносова, это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем
преклонись других к своему об оной мнению. Ломоносов требует от оратора
страсти и убежденности, которые бы увлекали и воспламеняли слушателей. Хотя
доводы и довольны бывают к удостоверению о справедливости предлагаемые материи,
писал Ломоносов, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей
учинить страстными к оной.
Знание Риторики
не должно
служить пустому извитою словес: Никакого погребения болыпе нет в
красноречии, как
непристойное и детское пустым шумом, а не делом наполненное многословие.
Ломоносов
требовал от оратора
и поэта прежде всего идейности, служения родине, патриотической
направленности всего творчества, образцового знания дела и существа
предмета. Люди,
которые берутся за перо или выходят говорить перед народом, должны обладать
обширными познаниями. Кто искуснее в науках, подчеркивает Ломоносов, у того
больше есть изобилие материи к красноречию.
Ломоносов ценил
краткость и
выразительность речи. В Риторике много афоризмов, пословиц, метких сравнений
и изречений. Ломоносов вводит большое число отрывков как из собственных
произведений, так и писателей различных времен и народов, от Демосфена до
Эразма Роттердамского и от Вергилия до Камоэнса.
В качестве
образцов
красноречия он помещает страстные речи Цицерона, исполненные патриотического и
гражданского пафоса. И в Риторике Ломоносова нашли место и такие изречения, в
которых