о
языке, преподанных ему в
свое время. Вместо определения старинных грамматик и риторик: речь хитрость
добре глаголали, у Ломоносова мы находим научное положение: Слово дано для
того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Общая материалистическая
устремленность научного мировоззрения Ломоносова пред ел ил а и его подход к
изучению языка. Ломоносов понимал язык как средство общения людей, которое
обеспечивает их взаимное понимание и объединяет их для взаимных действий. В
первом же параграфе своей Грамматики Ломоносов утверждает положение, что язык
служит человеку для сообщения с другими своих мыслей. Не имея в своем
распоряжении разумного слова люди были бы лишены согласного общих дел течения.
Язык существует в
обществе и
для общества, является необходимым условием общественного развития. Без языка,
говорит Ломоносов, не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и
пустыням. Язык для него и является существенным качественным отличием, которым
человек прочих животных превосходит.
В Грамматике Ломоносова сказалось и
распело-
жжение его к просторечию, стремление к расширению
словесного богатства в книжном языке, любовь к про-
истому, точному и весомому слову. Словарные примеры
в его Грамматике поражают своим разнообразием,
обилием обиходных и бытовых слов, чем Ломоносов
выгодно отличается от многих последующих педагог-
гав, ограничивавших и обеднявших словарный запас
учащихся. Обходя всякие выспренние слова, Лома-
носов отдавал предпочтение таким обыденным сало-
вам, как старичина плакса, самодур h 141 саля-
Кать, бобыль кубарь куль, лапоть простынь пупырь
143, теля щегла ребе порося 144 и др. раз-
Бирал особые правила склонений таких слов как
блоха перепонка серьга гривна векша шлея бадья
тулья.
И в Грамматике и в
ранее
изданной Риторике особенно в черновых записях к ним Ломоносов