и
общества. Изучение истории
человечества и изучение природы идут у него рука об руку. В Российские
древности, в натуры тайны вникнем, восклицает он в стихах, посвященных
предполагавшемуся открытию университета в Петербурге. В своей поэме Петр
Великий Ломоносов, обращаясь к древности, говорит:
Открой мне
бывшие, о древность,
времена; Ты разности вещей и чудных дел полна. С натурой сродни ты, а мне
натура мать: В тебе я знания и в оной тщусь искать, . .
Ломоносов-естествоиспытатель
ищет в истории, так же как и в природе, естественных законов, которые могли
бы объяснить разность вещей, многообразие совершающегося как в натуре, так и
в области человеческих отношений. История была для Ломоносова естественным
материальным процессом, точно так же как явления природы были для него
историческим процессом. При этом особенно замечательно, что Ломоносов не
отождествляет природу и общество, а говорит, что
история с натурой лишь сродни, что они историчны и подчинены общему закону
развития.
Рассматривая историю с двух сторон, читаем мы в Немецкой идеологии Маркса и
Энгельса, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе
эти стороны неразрывно связаны: поскольку существуют люди, история природы и
история людей взаимно обусловливают друг друга .
Ломоносов, разумеется, не
знал подлинных движущих сил истории и законов развития человеческого
общества, не
подозревал об истинном характере производственных отношений и классовой
структуре общества. Но он почувствовал общность натуры и древности как единого
материального процесса, как проявление общего универсального движения. В этом
явственно проявилось его передовое научное мировоззрение, самое
передовое, какого
только можно было достичь в то время.
1 К. Маркс и
Ф. Энгельс, Сочинения, т. IV, стр.
8.