входное зеленое травяного
цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, зеленое, приближающееся по цвету
к аквамарину, цвета печени, карнеоловое, очень похожее на превосходную
бирюзу, но полупрозрачное, превосходного мясного цвета, цвета черной печени
и т. д. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были ярче и богаче по
своим красочным возможностям итальянских. После этого Ломоносову предстояло
разработать методы отливки и шлифовки палочек из смальты, из которых
составлялись
картины. Пришлось ему отыскать лучший рецепт мастики, которой эти палочки
скреплялись на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как
мастеров-мозаичистов у нас не было.
Вне связи с
вековыми
традициями мозаичного искусства Ломоносов совершенно самостоятельно добился
исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную
технику, но и осознал художественный смысл мозаики ее суровую и выразительную
простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую
монументальность.
Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу мозаичный
образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того
же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с оказанием
удовольствия.
В особом рапорте, представленном по сему случаю Академической
канцелярии, Ломоносов
сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины размер ее 2 фута
на 19 дюймов всех составных кусков поставлено больше 4 000, все Ева руками, а
для изобретения составов делано 2 184 опыта в стеклянной печи.
Ломоносов не только сам
отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых
обучает мозаичному делу. 24 сентября 1752 года Академическая канцелярия
разрешила Ломоносову самому выбрать двух лучших и наиболее способных учеников
из Рисовальной палаты, состоявшей