11 февраля 1758 года сенат, видя
таковые Ева во изобретении мозаики полезные успехи, распорядился послать указы
в Канцелярию от строений и в прочие места, где публичные здания с украшениями
строятся, с предписанием, чтоб его, Ломоносова, для убирания оных, где
потребно
будет, мозаикою за надлежащую цену призывать.
По одному из
таких заказов
было поставлено литое цветное стекло на украшения увеселительного дворца
императрицы в Ораниенбауме. Из Ломоносовской смальты был изготовлен пол для
Стеклярусного
кабинета, она шла на отделку столиков, художественные рамы для портретов
Петра Великого и Елизаветы и т. д.
Предприятие в
Усть-Рудицах, хотя
и приносило Ломоносову одни убытки, давало ему большое удовлетворение. Здесь
он отдыхал душой от академических дрязг и неурядиц, находил успокоение в
творческом
техническом труде и общении с природой. За год до смерти в стихотворном
послании Г. Г. Орлову Ломоносов, созерцая плоды своих дел, писал:
Я зрю здесь в
радости
довольствий общих вид, Где Рудница, вымочись сквозь каменья, журчит. Где
действует вода, где действует и пламень, Чтобы составить мне или превысить
камень Для сохранения геройских славных дел, Что долг к отечеству изобразить
велел.
В течение всей своей жизни
Ломоносов развивает и совершенствует мозаичное искусство. Еще летом 1756 года
он получил во владение погорелое место в Адмиралтейской части Петербурга, на
правом берегу Мойки. Ломоносов разбивает большую усадьбу, строит каменный
двухэтажный дом и отдельно от него мозаичную мастерскую. Сюда он переводит
масти-dob из Усть-Рудицы, где
продолжают приготовлять смальту. Из мозаичной мастерской Ломоносова в течение
девяти последующих лет выходят одна за другой замечательные портретные мозаики:
сестры Елизаветы Анны Петровны, ее сына наследника престола Петра
Федоровича, графа Петра Ивана