веча Шувалова и, наконец, потрясающий
по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны в
красном парчовом платье, выполненный Ломоносовской мастерской к концу 1760
года по заказу И. И. Шувалова для Московского университета.
Ломоносов, руководивший этими
работами и принимавший в них непосредственное участие, показал себя зрелым и
проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность
официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения. Вот
смятенное, словно испуганное лицо будущего Петра III, с порочными
глазами, жалкой
и в то же время презрительной и жестокой улыбкой. Обрюзгшее, желтоватое лицо
Петра Шувалова обличает властного, чувственного и грубого человека. Задумчивой
и печальной представлена на своем портрете рано умершая цесаревна Анна Петровна.
Мозаики
Ломоносова не только
замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие
мирового значения. Искусство Ломоносова проявилось в необычайном ощущении
колорита,
той необыкновенной гамме радужных и бархатно-голубых тонов на портрете
Елизаветы Петровны и скромно жемчужных переливов на портрете Екатерины II, о
которой пишет исследователь Ломоносовских мозаик Н. И. Макаренко. Ломоносов-
художник
не только далеко опередил традиционную технику западноевропейских
мозаичистов, но
и вывел мозаику на путь самостоятельного художественного развития. Он не
стремился к простому копированию живописных образцов, как это делали даже
самые прославленные итальянские мастера, а создавал искусство
мозаики, опирающееся
на свой материал и решающее свои задачи в значительной мере независимо от
живописи.
Мозаика не должна подлаживаться под живопись, а использовать и развивать свои
преимущества. Таким преимуществом была для мозаики декоративность. Ломоносов
прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщенного