став, отчего и употребленные
деньги останутся в империи. Пышный Ломоносовский памятник, сочетающий
архитектурные формы барокко с необыкновенными и невиданными мозаичными
картинами, в конце концов пришелся по вкусу.
8 июня 1761 года
Ломоносов
представляет в сенат новую смету только на мозаичные работы 80 764 рубля. С
этого времени ему положено было выдавать ежегодно 13 460 рублей. В 1761 году
Ломоносов получил 6 тысяч в счет ежегодной выплаты. К этому времени у него уже
был долг на 4 тысячи рублей, который и пришлось погашать из нового аванса. К
лету 1762 года он, по его записи, пришел в долги около четырнадцати тысяч.
В течение почти
четырех лет в Ломоносовской
мозаичной мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной
картины для предполагаемого монумента Петру Полтавской баталии. Ломоносов был
окружен способными и трудолюбивыми учениками, набиравшими по его указаниям эту
картину во много раз скорее, чем это было бы под силу лучшим итальянским
мозаичистам
Вне семь
мастеров, работавших
над Полтавской баталией вместе с Ломоносовым, жили у него в доме. Пятеро из
них были солдатские дети и рабочие, и только Максим Боткин сын учителя
грамоты, а Семен Романов происходил из мелкопоместных костромских
дворян. Самый
даровитый из них Матвей Васильев, выполнявший наиболее ответственные части
каротин
и по-видимому липа самой главной особы, получал от Ломоносова 150
рублей жалованья в год Ефим Мельников 120 Яков Шалау-ррв 60, Михаиле
Мешков 54,
Нестеров и Боткин по 48 рублей, а Романов всего 18 рублей в год.
Ломоносову
удалось закончить Полтавскую
баталию лишь в марте 1764 года, уже после смерти Елизаветы.
Полтавская
баталия явилась
завершением всех трудов Ломоносова в области мозаики. Эта грандиоз- . к аи
картина занимала со всеми украшениями