Западноевропейские ученые в
большинстве случаев предпочитали отмалчиваться, когда речь заходила о таких
щекотливых вещах, как всемирный потоп, происхождение и длительность
существования Земли и т. д. А знаменитый Бюффон был вынужден по требованию
парижского богословского факультета напечатать в 1769 году, в пятом томе своей
Естественной истории, специальное отречение от всего того, что в его книге
касается
образования земли и могло бы противоречить закону Моисея. Это происходило через
шесть лет после того, как в России вышла книга Ломоносова, в которой он смело
и независимо развивал и отстаивал самые передовые взгляды на историю Земли.
Развивая
Ломоносовские взгляды,
академик Иван Лепехин в 1772 году в своих Дневных записках путешествия по
разным провинциям Российского государства высказал положение, что прозябаемые,
так же как и животные могут приобвыкнуть к разному климату и разный смотря по
стороне, ими обитаемой, получить состав, от которого и действия их
перерождаются.
Иными словами, Ломоносовское представление о всеобщей изменчивости в природе
было раскрыто Лепехиным как положение об изменчивости растений прозябаемых и
животных под влиянием окружающей среды. В этом сказался прогрессивный характер
русского естествознания, складывавшегося иол могучим воздействием идей
Ломоносова.
В 1761 году Ломоносов, прославляя
только что окончившееся царствование Елизаветы, воскликнул:
Была; как
Ты, натура щедра, Открыла
гор с богатством недра. . .
В
течение всей своей жизни
Ломоносов радостно наблюдал быстрое пробуждение российских недр.
Одно за другим
открывались
новые месторождения, строились и возникали новые заводы. Бурно раз