главным образом простирается до людей
грамотных, до чтецов писания и
ревнителей к православию, то есть адресовано
представителям старого мировоззрения, упорно отстаивающим
свои взгляды
и препятствующим высоких наук
приращению. Ломоносов смело выступает в
защиту системы Коперника и учения о
множестве обитаемых миров. Он видит
новое блестящее подтверждение этого учения в только
что сделанном
им открытии
атмосферы на Венере. Но он уже
слышит возражения своих противников: Читая здесь о великой атмосфере-
около помянутой планеты, скажет, кто: подумать
де можно,
что в ней потому и пары
восходят, сгущаются облака, падают дожди, протекают ручьи, собираются в
реки, реки втекают в моря; произрастают
везде разные прозябания; ими питаются
животные. И сие де подобно
Копейниковой системе: противно де
закону.
Ломоносов
пытается отвести от науки
лобовой удар раздраженных ревнителей закона и
выдвигает положение, что священное
писание не должно везде разуметь грамматическим разумом, но нередко
и риторским
разумом, то есть не все
понимать дословно. Поэтому-де только
и происходит
спор о
движении и стоянии земли и богословы
западная церкви, понимая дословно
приведенные в библии слова Иисуса Навина: Стой, солнце, и
не движусь,
луна хотят доказать, что земля
СТОИТ. Ломоносов
вспоминает, что спор
этот начался
еще с
языческих времен, приводит рассказ
о Клеанте
и утверждает,
что эллинские жрецы и
суеверы правду на много веков погасили.
Ломоносов
стремится обеспечить свободное развитие
естественных наук в России. Он
выдвигает требование независимости научного исследования от вопросов богословия
и невмешательства представителей религии в дела
науки. Еще в 1759 году
он пытался
узаконить это как одну из
привилегий для академического университета:
Духовенству к учениям правду физическую
для пользы
и просвещения
показующим не привязываться а особливо не ругать
наук в
проповедях