Ломоносов не отвергает вовсе народной
медицины, которой приходилось довольствоваться в то время. Правда,
пишет он о таких знахарях,
много есть из них, кои действительно
знают лечить некоторые болезни, а особливо
внешние, как коновалы и костоправы,
так что иногда и ученых
хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить
лечение по правилам, медицинскую науку составляющим. Ломоносов требует
государственных мер для
организации здравоохранения, чтобы было
заведено по всем городам довольное число
докторов, лекарей и аптек. Для этого
необходимо подготовить довольное число Российских
студентов и положить конец засилью иноземцев в медицине. Ломоносов
указывает; что иностранцы умышленно
не дают
ходу русским
людям в медицине. Стыдно и досадно
слышать, пишет Ломоносов, что ученики
Российского народа, будучи по десять
и больше
лет в
аптеках, почти никаких лекарств составлять не
умеют. Все это происходит потому,
что аптекари держат русских учеников
в черном
теле, ничему их не обучают
и они
при решете и уголья до старости
доживают и учениками умирают.
Одним из
существенных препятствий для увеличения населения была
огромная детская смертность. И вот Ломоносов
впервые в России говорит о
необходимости широких государственных мер для
охраны матери и ребенка. Он предлагает
обратить серьезное внимание на искусство повивальных
бабок и издать на русском
языке особое наставление, собрав предварительно дело знающих
повитух и спросив каждую особливо и
всех вообще
и что
за благо
принято будет внести в оную
книжицу, соединив ее с руководством
по лечению
детских болезней.
Книгу о
повивальном искусстве Ломоносов
предлагает не только распродать по
всему государству, но и разослать по
всем церквам,
чтобы священники и грамотные люди могли
пользовать этим наставлением неграмотных. А кроме того, Ломоносов
предлагает принудить власти духовенство, чтобы оно крестило детей
только теплой водой во избежание
про-