венные мероприятия не изнуряли народ
и не
ложились на него тяжким бременем.
Уповаю, что сии
способы не будут ничем народу
отяготительны, заявляет Ломоносов.
Ломоносов знал всю
Россию сверху донизу, и за каждым,
даже мелким, его замечанием стеной вставала русская действительность.
Он протестует
против неравных и
насильственных браков, когда по
деревням женят малых ребят для
работниц или приневоливают к замужеству, ибо такие
браки обычно несчастливы, приводят к
семейным раздорам, побоям и
неблагоприятно отражаются на детях. Ломоносов поднимает
голос против вкоренившегося обычая. Крестьяне,
купцы и мещане устраивали счастье
своих детей, не спрашивая их
самих и руководствуясь только соображениями выгоды и приданого. В среде
духовенства женились из-за места, принимая приход вместе с дочерью
предшественника. Дворянство исходило из
сословных интересов, не пренебрегая и денежными. Брак по
свободному выбору был величайшей редкостью. Ломоносов выдвигает требование
к духовенству:
жениха бы и невесту не
тогда только для виду
спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию,
но несколько прежде. Однако Ломоносов
не упоминает
о наиболее
чудовищных формах насильственного брака, вызванных
крепостным правом при котором помешки по своему произволу женили своих
крепостных Требование к священникам чтобы они услышав о браке
по принуждению
оного не допускали было Неосуществимо при полной униженности и зависимости
сельского духовенства т помещика.
Драки происходят
вредные между соседями,
а особливо между помещиками, которых ничем,
как межеванием, утушить не
можно. Ссоры из-за земли в то время кончались целыми
кровавыми побоищами. Деревни шли на деревни
с дрекольем,
помещики вели друг с
другом почти военные действия. 24
января 1752 года в указе О
нечинении на спорных землях ссор и драк был приведен
такой пример: в прошлом 1750 году в Каширском уезде,
на сенных асессора Алексея Еропкина покосах,
дворовыми людьми и