лих
крестьянах, Ломоносов прямо пишет:
Побеги бывают более от помещичьих тяготений
крестьянам и от солдатских наборов. Это
достаточно ясно сказано. Правда, Ломоносов
ни слова
не говорит
в своем
Письме об устранении этих
помещичьих тяготений. Предлагаемые им способы
внешне не затрагивают основ крепостного
строя, но его неустанная борьба
с темными
сторонами окружающей его действительности, неразрывно связанными с крепостным
правом, была объективно направлена
против крепостного права.
Это обстоятельство вносило в рассуждения
Ломоносова, внутреннее противоречие. Ломоносов не
восставал против феодально-крепостнического
государства и не призывал к
его ниспровержению.
Напротив, он пытался использовать
это государство
и добиться
от него конкретных мероприятий, направленных на улучшение жизни и просвещение
народа. Ломоносов поступался своими
социальными требованиями, несомненно
более широкими, чем он мог
позволить проявить их в письме
к вельможе,
ради непосредственного практического результата.
Почти все его общественные выступления, речи, записки, проекты,
письма проникнуты болью и тревогой
за судьбу
русского народа. Ломоносов полон горячего и
искреннего желания сберечь каждого русского
человека, обеспечить ему счастье и
благоденствие, открыть для
него путь
к науке
и образованию, не позволить
теснить его всяческим пришельцам, безразличным или враждебным развитию его
национальной культуры. Но Ломоносов не
смог подняться до сознания необходимости освободительной революционной
борьбы. И в этом отношении
он, разумеется, стоит ниже Радищева дворянского
революционера открыто перешедшего на сторону крестьянской революции.
Ломоносов не шел
на открытый
и прямой
штурм феодализма, как Радищев.
До известной степени он даже пытался
примирить прогрессивные тенденции
буржуазного развития с помещичьим
крепостническим государством, Но его
патриотические помыслы были всецело направлены на
благо выдвинувшего его ев