несомненно отражавшей взгляды самого Ломоносова.
В Похвальном
слове Елизавете, произнесенном 26 ноября 1749 года, Ломоносов
требует гуманного отношения к народу. Он
поднимает голос протеста против жестоких и
бесчеловечных казней: колесования, четвертования, выдирания ноздрей и
урезывания
языков, практиковавшихся не только
в России,
но и повсеместно в Европе. Он
сравнивает деспота, который полагается только
на жестокие
меры, с садовником, который только
об истреблении
терния печется, забыв плодоносные
дерева, и противопоставляет ему правителя, который не столько карает,
сколько поддерживает все нужное и полезное
для общества
и своей
щедротою успевает. Поощрение заслуг
перед обществом и кроткое
наказание пороков едино сильно, едино к
исправлению нравов человеческих довольно.
Ломоносов
пытается связать самодержавного властителя нормами морали, а
деятельность административных властей строго ограничить
законом. Но его требование построить государство
на началах
законности, разума, справедливости и гуманности
противоречило самой сущности самодержавной власти, основанной на классовом
угнетении и бесправии. В бесправной и самодержавной России Ломоносов
борется за права личности. Он отстаивает
свое личное
достоинство человека и ученого и
защищает право на свободу научного
исследования. Он добивается известной неприкосновенности личности, хотя
и в
довольно узких пределах. В проектах
Привилегии для Академии наук и
университета он выставляет на первом
месте свободу от произвольного
ареста и требует чтобы никто
из академического
корпуса не долженбыть взят или позван к суду без дозволения собрания кроме
важных криминальных дел а также и студентов не водить в полицию а
прямо в Академию которой должно быть дозволено давать
внутри своего управления расправу И
хотя здесь
идет речь
лишь о
крайне ограниченнойавтономии выправлении Академией важна
сама постановка
вопроса ос особыхправах