готами
шведами, пруссаками. Он
гордился военным прошлым своего народа и часто напоминал о нем в своих речах и
других сочинениях. Ломоносов видел одну из главнейших заслуг Петра в создании
нового
регулярного войска. Он особенно подчеркивает разительные успехи Петра в самой
организации армии, свидетельствующие об исторической зрелости и талантливости
русского народа. Удовольствовать всех одеждою, жалованьем, оружием и прочим
военным снарядом, обучить новому артикулу, завести по правилам артиллерию
полевую и осадную, к чему не малое значение Геометрия, Механика и Химия
требуется,
казалось по справедливости невозможное дело. Но русский народ преодолел все
трудности и препятствия, стоявшие на его пути. С восторгом говорит Ломоносов
о блистательном выходе России на историческую арену под гром петровских
побед, когда
вопреки всем, кто не верил в будущее русского народа, вопреки препинательным
проискам и язвительному роптанию самой зависти загремели внезапно новые полки
Петровы и доказали всему свету, коль горяча их ревность, каково в военном
деле искусство.
Ломоносов представлял себе Россию как
великую
миролюбивую страну. Ему была органически чужда мысль о завоевательной политике.
Расширение территории русского государства он мыслил только как возвращение
прежних земель или как добровольное объединение с Россией других народов. Так,
например, он проницательно обращал свой взор на Дальний Восток, памятуя о
том, что русские люди во главе с Ерофеем Хабаровым заняли в 1650 году
Амур, который
в 1689 году отошел от России по Нерчинскому договору:
Где солнца восход и где Амур В
зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться В твою державу от Манжур. . .
Точно так же войны Иоанна
Грозного и Петра I Ломоносов понимает лишь как борьбу за возвращу