те сталкивала его со множеством
вопросов, которые
издавна привлекали к себе его внимание. В особенности было близко ему все, что
так или иначе соприкасалось с морским делом. Изучение морей, окружающих
Россию, было для него, пожалуй, еще более неотложным делом, чем изучение
бескрайных просторов ее суши.
Он видел одну из
причин
исторической отсталости России в недостаточном развитии мореплавания, в
том, что
наша страна была отрезана от удобных морских портов, в то время как малые
владетельст-ва,
которых с Российским могуществом и внутренними остатками в сравнение положить
невозможно, распростерли свои силы от берегов Европейских и оными окружили все
прочие части света. Западные европейские державы, писал Ломоносов, по
положению своих пределов везде имеют открытый путь по морям великим, и для
того издревле мореплаванию навыкли и строению судов, к дальнему морскому пути
удобных, долговременным искусством научились; Россия, простираясь по великой
обширности матерой земли, и только почти одну пристань у города Архангельского,
и ту из недавних времен имея, больше внутренним плаванием по великим рекам
домашние
свои достатка обращала, между собственными своими членами. И хотя русское
мореплавание достигло за короткий срок значительных успехов, но по сравнению с
гигантскими масштабами России оно все еще не столь значительно, и это является
серьезным препятствием для развития страны. Этому должен быть положен конец, и
Ломоносов настойчиво ратует за всемерное развитие морского дела. Он
представляет
себе будущее России только как великой морской державы: Пространная Российская
Держава, говорит он в Похвальном слове Петру Великому, наподобие целого
света едва не отовсюду великими морями окружается, и оные себе в пределы
поставляет. На всех видим распущенные Российские флаги. Там великих рек устья
и новые пристани едва вмещают судов множество; Инде стонут волны под тягостью
Российского флота,