кии. В особенности тревожили
его трудности северного мореплавания. Ломоносов с юных лет знал, как нелегко
моряку вести корабль на север, когда немногие светлые часы проходят в
сумеречной мгле, не говоря уже о настоящей полярной ночи. Когда мрачная
наступает погода, тогда бесполезны астрономические приборы и самые точные часы
никуда не годны. Между тем буря стремительно корабль гонит, волны отклоняют
его от намеченного пути, морские течения ускоряют или замедляют его
путь. Несколько
иногда недель в таком ношении обращаясь, почему знать может мореплаватель, где
искать пристанища, куда уклониться от мелей, от камней и от берегов для
крутизны
неприступных По сему иных искать должно и к отвращению сих трудностей плавателю
способов, которых сожалительно мало приличных изобретено, меньше в
употребление принято, хотя, кажется, они нужнее первых, за тем, что в
мрачную погоду суровее неистовствует буря, ближе настоят напасти. Ломоносов
говорит, что он старался выдумать новые дороги, найти новые
возможности, устранить
эти пагубные и опасные для мореходов неудобства.
Ломоносов
замышляет написать
исследование об определении долготы, которое могло бы стать надежным
руководством для моряков всего мира. Он хотел назвать свою книгу Жезл морской
и издать на нескольких иностранных языках. Прежде всего Ломоносов пытается
преодолеть трудности определения местонахождения корабля при помощи
астрономических
способов. Неудобности широко известного в его время квадранта Гадлею Ломоносов
усматривал в том, что им трудно определить высоту места вследствие качки
корабля, разного преломления лучей рефракции и невозможности пользоваться им
при плохой видимости горизонта Ломоносов предлагает ненадежный и неявственный
горизонт оставить
и пытается сконстпуипояять
секстант с искусстярнньтм горизонтом А для того чтобы
наблюдатель не допускал погрешностей вследствие качки корабля Ломоносов
конструирует подвесную люльку которая позволяетСохранять постоянное положение
при наблюю