бдениях. Для измерения
времени на начальном меридиане Ломоносов предлагает морские часы особого вида
пружинный хронометр, который сконструирован им независимо от английских
изобретателей.
Особенное
внимание Ломоносов
уделяет конструкции компасов этого основного прибора на корабле. Он
отмечает, что
современные ему компасы настолько несовершенны, что не токмо на море, но и на
сухом пути исправных наблюдений в переменах чинить нельзя. Он предлагает
делать компасы больше, чтобы деления на них были отчетливее и позволяли
отсчитывать
с точностью до одного градуса. Компас должен быть установлен так, чтобы
курсовая черта была параллельна диаметральной плоскости корабля. Сила магнита
катушки должна преодолевать силы трения, а чтобы все погрешности, которые от
оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь компас
самопишущий. Предложенная Ломоносовым конструкция самопишущего компаса в
основных
чертах ничем не отличается от современного курсографа. Одновременно Ломоносов
предлагает
целый ряд других самопишущих морских приборов: дромлометр донный механический
лаг, клизеометр для определения сноса корабля под влиянием дрейфа, циматометр
для учета движения корабля под влиянием килевой качки, особый прибор для
определения направления и скорости морского течения, салометр прибор для
измерения плотности сала и др. Эти навигационные приборы, сконструированные
Ломоносовым, по заложенным в них плодотворным идеям значительно опережали свое
время.
Великая
Ломоносовская идея
оснащения корабля разнообразными приборами, автоматически регистрирующими и
учитывающими его движения и условия плавания, позволяющими вести корабль при
любой видимости в приполярных водах, нашла свое осуществление только в наше
время.
Конструируя
новые приборы для
облегчения морского кораблевождения, Ломоносов указывает на необходимость
разработки теоретических вопросов морского дела. Главнейшей задачей является
создание