вставляет тематический план
для живописных картин из русской истории, которыми предполагалось украсить
некоторые покои во дворце Екатерины. Этот список он отправляет 24 января 1764
года при письме к князю А. М. Голицыну. Ломоносов предлагает сюжеты для 25
картин, среди них смерть вещего Олега от укуса змеи, выползшей из лошадиного
черепа, свержение языческих богов в Киеве, поединок князя Мстислава с Редедей,
князем Косовским, венчание на царство Владимира Мономаха, присоединение
Новгорода к Москве, гибель самозванца, патриотический подвиг Кузьмы Минина и
другие. Ломоносов не просто предлагает перечень тем для исторических
картин. Он
подробно разрабатывает содержание и композицию каждой из них, проявив тонкое и
глубокое понимание задач живописи. Предлагаемые им картины полны движения и
красочных подробностей, дают простор воображению и мастерству
художника. Ломоносов
как бы видит их перед собой и заранее любуется ими. Этими чертами отмечена уже
первая предложенная им картина:
Взятие
Искореста. Во время вечера перед городом
в лагере по повелению княгини Ольги привязывают к голубям и к воробьям зажжоныя
фитили; иных пускают с фитилями на воздух, иные уже летят к городу, и город
местами от того загорелся. Между тем войско пешее и конное спешит на
приступ. Сия
картина будет весьма новая, и от двоякого свету, то есть от зари и от
огней, особливое
смешение тени составит, в чем могут показать живописцы искусство.
Заботится
Ломоносов и об
исторической достоверности картин. В письме к Голицыну он указывает на
необходимость избежать ошибок в изображении старинных костюмов, для чего
советует обратиться в архив Коллегии иностранных дел, изучать старинные
описания коронаций и других церемоний, изображения которых сохранились.
20 декабря 1763
года Ломоносов
был произведен в статские советники с увеличением оклада до 1 875 рублей в год.
И, наконец, летом следующего года Екатерина лично пожаловала к нему на дом.