витии русской
сельскохозяйственной науки осуществлялось главным образом безвестной работой
разночинцев. Русское дворянство, живя посреди бескрайных лесов и полей, очень
мало сделало для изучения природы. Еще меньше можно говорить о какой-либо роли
в истории русского естествознания православного духовенства. Низшее было
слишком невежественно и бедно. Высшее монашествующее находило естественные
науки для себя несвойственными и молчаливо от них отстранялось.
В то же время на
Западе, особенно
в XVIII веке, как в католических, так и в протестантских странах, участие
духовенства в разработке вопросов естествознания было очень заметно. Высшие
сановники римской церкви, аббаты и кардиналы, устраивали астрономические
обсерватории занимались теоретической и экспериментальной физикой, а
естествознание стало своего рода второй профессией иезуитов, которые своими
теоретическими сочинениями оказывали влияние даже на видных
ученых. Протестантское
духовенство Англии и Германии занималось естественными науками скорее
по-дилетантски. Но зато все их труды служили отчетливой богословской тенденции
и были пропитаны ханжески-проповедническим духом. Европа середины XVIII века
была буквально наводнена сочинениями досужих богословов, тщившихся всеми
способами доказать на материале естественных наук пеленапоавленность мирозданья,
а попутно оправдать существующий социальный порядок С легкой руки Христиане
Вольфа расплодились такие курьезные книги как Бронто-теология Альварта
Грейфсвальд
1745 Акридо-теология Ратлефа Ганновер, 1748, Ихтиотеоло-гия Рихтера
Лейпциг, 1754
и много ДРУГИХ.
1 От слов: бронз
гром, актрис саранча, ихтис рыба.
Естествознание в
России было
практически отделено от церкви с самого начала. Русская духовная высшая школа
существовала отдельно от университетов. Над русскими
учеными-естествоиспытателями