не
тяготел гнет теологических
факультетов и они не испытывали такого воздействия схоластики, как ученые
Запада.
Основанная Петром
Великим
Академия наук была не только местом, где науки обретаются, как большинство
тогдашних научных учреждений Европы, а стала центром, где велась разработка
важнейших экономических и культурных задач, встающих перед нашей страной.
Прошло немного
более десяти
лет после основания Академии наук, как в ее стенах уже появился студен Михайло
Ломоносов, воплотивший в себе лучшие национальные черты великого русского
народа.
Ломоносов не щадил жизни, чтобы
упрочить положение русских людей в науке, поднять веру в свои национальные
силы.
Передовая русская
демократическая наука развивалась вопреки политике господствующих
классов, задерживавших
развитие творческих сил народа. Ломоносов закладывал, развивал и укреплял
национальные традиции русской науки. Эти традиции-смелость, решительность и
дерзание в постановке новых кардинальных проблем, настойчивая борьба со всякой
косностью и рутиной, широта кругозора, материалистическая устремленность
мировоззрения; постоянное стремление связать теоретическую разработку вопросов
с живой практикой, борьба за независимость, честь и достоинство отечественной
науки, высокий патриотизм и самоотверженное служение своему народу.
Эти Ломоносовские традиции были
поддержаны всем ходом
русского общественного развития. Невзирая на труднейшие исторические
условия, в
нищенских лабораториях царской России усилиями Боткиных, Сеченовых, Лебедевых,
Поповых, Павловых создавалась передовая, прогрессивная наука. Люди, которые
в России шли в науку, горячо
верили в свой народ, были связаны с его лучшими чаяниями и освободительными
стремлениями. Пламя будущего горело в их сердцах и позволяло видеть далеко
вперед.