Наблюдательность, восприятие
породы, развившееся еще с детских и юношеских лет, сопутствовали Ломоносову в
течение всей его жизни.
Свой путь в
большую науку
поморский юноша начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким
делом. Сперва
заучивались буквы, которые имели свои непростые названия аз, веди, глаголь,
добро и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к чтению
слов. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в
одиннадцать-двенадцать
лет. Вероятно, когда Ломоносовы еще жили одной большой семьей, любознательный
мальчик пристрастился к чтению. Многие его родственники были
грамотными. Родной
дядя, Иван Дорофеевич, служил писцом известного на Севере России Антониево-
Сийского
монастыря, расположенного недалеко от Холмогор, а троюродные братья, с
которыми Михаил Васильевич жил вместе до начала 20-х годов, хорошо читали и
писали. Оба они стали подьячими- один в портовой таможне
Архангельска, а дру-гой-в одной из Канцелярий Петербурга Тесные
связи семьи Ломоносовых с такими культурными центрами России, как Петербург и
Архангельск благотворно сказывались на развитии пытливого мальчика и, вероятно,
пробудили в нем интерес к книгам к знанию.
Немало грамотных
людей было на Курострове.
Сосед Ломоносовых, Иван Шубный, отец будущего известного русского скульптора
Федота Ивановича Шубина, хорошо знал грамоту, а местный дьяк, один из
воспитанников Холмогорского архиепископского дома, Семен Никитич
Сабельников, обучил
мальчика писать и читать. От него Ломоносову стало известно, что для
приобретению большого знания и учености требуется знать язык латинский, а
этому можно обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге21.
Обладая пытливым
умом и
прекрасной памятью, юный Лома носов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже
переписывать церковные книги, а в приходской церкви громким голосом читать
Жития
святых, псалмы и каноны и в том был проворен, а при том имел у себя природную
глубокую память. Поэтому он считался лучшим чтецом в деревне. В то время
обучение
грамоте означало освоение церковнославянского языка и было первым шагом к
образованию. Хотя церковные книги и послужили началом общего образования
Ломоносова, но они не увлекли его.
В четырнадцать
лет юный помор
грамотно и четко писал. Сохранились автографы Ломоносова, которые относятся
ко второй половине сентября-началу октября 1725 г. В делах Архангел