скуй таможни на ряде документов
имеется роспись М. В. Ломоносова. Так, на документе, датированном 29
сентября 1725 г. , написано: По велению отца своего Василь Ломоносова сын его
Михайло Ломоносов руку приложил. В тот же день он расписался за камского
посадского Григория Еремеев, занимавшегося доставкой и продажей хлеба, и за
Григория Вершинина23.
По свидетельству
биографов, тяга
к знанию привела Ломоносова к сближению со старообрядцами, которые, как ему
вначале казалось, могли ответить на многие волновавшие юношу вопросы. В
Заонежье
существовала Выговская пустынь, где имелась своеобразная старообрядческая
школа. В этой школе преподавались логика и риторика на схоластическом
средневековом уровне. Однако Ломоносов быстро убедился, что в
старообрядческом кругу ему не удастся найти объяснений тайн природы, загадок
мироздания.
Среди старообрядцев царили темнота и невежество, суеверие и
изуверство, нетерпимость
ко всякой свободной мысли. На всю жизнь сохранил Ломоносов презрение к
раскольникам.
В 1749 г. он писал о бедах которые приносят религиозные распри: Коль великая
нестроения, брани и человекоубийства в нА-ролах единой крови и единого языка от
разделения
вены происходят В
сатирическом стихотворении Гимн бороде 1757 он высмеял старообрядчество и
православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения. И не
случайно в числе заслуг царя Алексея Михайловича наряду с государственными
преобразованиями он отметил истребление ереси
На Курострове
М. В. Ломоносов
впервые познакомился со светской литературой. В одной из первых биографий
ученого, предпосланной к его собранию сочинений, изданному Петербургской
академией наук в 1784 г. , сообщается: В доме Христофора Дудина увидел он в
первый в жизни своей раз недуховные книги. То были старинная славянская
грамматика и арифметика, напечатанная в Петербурге, в царствование Петра
Великого для на-вигатских
учеников28. По предположению позднейших биографов Ломоносова, это
были Грамматика
Мелется Смотрицкого, Арифметика Леонтия Магницкого27 и Псалтырь
Сименона
Полоцкого.
Книги
очень заинтересовали подростка, и он неоднократно обращался с просьбой к
владельцу взять их хотя бы на несколько дней домой. Однако книги в то время
были слишком тгпппги и JTvtthh hp соглашался расстаться с ними ПЯЖЙ п. копоткое
время Только после смерти Хр. Дудина
летом 1724 Г
оказав неол. услуг сыновьям покойного лХзнательныи юноша стал Хаятелем этих
сокровищ С тех пор га не расставься с
кии гамии в течение многих лет выучил их наизустьназываяТих