классов, или, как тогда
называли, на восемь школ, которые включали в себя четыре низших класса: фара,
интима, грамматика, синтаксема, два средних: пиитика и риторика, два
высших: философия и богословие. Из низших классов учащиеся могли переходить в
средние через полгода, курс средних классов продолжался по году, а риторики и
философии по два, для изучения богословия отводилось четыре года. Обучение
велось круглый год.
Прежде чем стать
учеником
Славяно-греко-латинской академии Ломоносов побывал на приеме у ее ректора
Германа Кон-цевича. Зная о строгих порядках приема в это учебное заведение, он
во время беседы с ректором скрыл свое крестьянское происхождение и назвался
сыном холмогорского дворянина. Вероятно, юноша произвел благоприятное
впечатление на ректора, так как был зачислен учеником академии.
Хотя Ломоносов
умел читать и
писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс
фара, ибо
основным предметом четырех младших классов являлся латинский язык, которого не
знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша. Одновременно здесь
велось преподавание церковнославянского языка, начал
географии, истории, арифметики
и нотного пения.
Много горечи и
обид пришлось
испытать в первые годы учения в Спасских школах гордому помору. Позже он
вспоминал: Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-
де, какой
болтан лет в двадцать пришел латыни учиться 3. Но природный
ум, большой
талант и огромное трудолюбие позволили будущему ученому к концу первого года
окончить курс трех младших классов и перейти в четвертый.
Учиться в Спасских школах
Ломоносову было чрезвычайно трудно. При школе жили только ректор и
учителя. Ученики
селились по всему городу. При мизерном казенном содержании они могли снимать
лишь угол. На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелые воспоминания о
бедствиях, которые
испытал в годы учения. Жалованья в шести нижних школах получал по 3 копейки на
день. А в седьмой 4 копейки на день, писал он в 1754 г. 4 Не
случайно, составляя в 1755 г. проект
Регламента московских гимназий, Ломоносов в черновом наброске главы О приеме в
Гимназию, имея в виду свое шэошлое. вставил следующий параграф правда, в
текст Регламента он не вошел-Ежели случится что представлен будет в ученики на
жалованье уже в совершенном возрасте лет около двадцати который окажет к учению
великое желание без принуждения, ниже идучи