себе нужного пропитания, таковых
принимать за комплект на две трети и, ежели способен явится и надежду покажет,
то принять в комплект на жалованье 5.
В сентябре 1731
г. истек срок
паспорта, и с того времени ученик Спасских школ в родном Поморье стал
считаться в бегах. Через земляков-поморов юноша установил связь с отцом, и
подушный налог за него платил отец, а после его смерти с 1741 г. крестьяне
Куростровской
волости из общей мирской суммы. Отец настаивал на возвращении сына
домой, уговаривал
его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьей. В доме Василия
Дорофеевича
нужна была хозяйка: его третья жена скончалась в 1732 г. , а по церковным
законам он не мог жениться в четвертый раз. Однако никакие уговоры, испытания
и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить
образование, познать
тайны науки. В 1753 г. ученый писал о том периоде своей жизни: Обучаясь в
Спасских школах, имел я со всех ctodoh отврагпаюшие от наук пресильные
стремления.
которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны
отерп,
никогда детей кроме меня не имея говорил что я будучи один, его оставил
оставил
все довольство по тамошнему состоянию которое он для меня кровавым потом нажил
и которое после его смерти чужие расхитят С другой стороны несказанная
бедность: имея один алтын в день 3 коп. Авт. жалования нельзя было иметь на
пропитание в день больше как на денежку 0 5 коп Лег
хлеба и на денежку квасу прочее на бумагу на обувь и другие нужды Таким образом
жил я пять лет Наук не
оставилИмеютсявведения что в особо трудные временаЛомоносова выручаТЛеяки-
Федаг Пятухи приехавший 7 Москву
по торговым
делам
в течениейтырх летодалживал JIomohoLbv несколько раз по
три рубля8одалживал Ломоносову несколько раз по
Тяжелое
материальное положение
испытывали не только ученики, но и учителя Славяно-греко-латинской
академии. Об
этом свидетельствуют многие документы. В 1732 г. учителя академии,
, обращаясь
в Синод с жалобой на длительную задержку жалованья, писали: На нынешний 1732
год не токмо на майскую, , но и на генварскую треть жалования как
учителям, так
и ученикам не выдано, и за долговременного невыдачею жалования многие ученики
претерпевая глад и хлад, от школ поотставали .
Удивительная
целеустремленность
была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам
свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги
духовного и светского содержания в библиотеке Заико